Василий Хуанович Мариньо,
воспитанник фотостудии Дворца пионеров в 1964-1969 гг.


Я много фотографировал повседневную жизнь Дворца в 1960-х: занятия, выезды, походы военно-патриотического сектора. За активность и качественные фотографии меня премировали фотоаппаратом «Зоркий», но все же больше я снимал «ФЭДом» и «Зенитом 3 М» с объективом «Гелиос».

Темы и заявки поступали от отделов; мы снимали во всех кружках, нам не было отказа: пожалуйста, работайте, как считаете нужным. Однажды на съёмке зимнего мероприятия мой «ФЭД» развалился на две части от холода и интенсивной работы. Но, как говорил Анри Брессон, «мой мозг — мой глаз — моё сердце»: пока вы внутри фотопроцесса, никакие преграды вам не страшны. Моей первой публикацией стал снимок в журнале «За рулём» в 1966 году, то есть я учился в фотостудии третий год.


Моя профессиональная позиция сформировалась с годами: я работаю не на одиночный суперхит, а веду фиксацию повседневности. Это отдельная художественная задача. Так я стал «мастером архива», как меня называют. Я могу выбирать время съёмки, освещение, настроение города. Темы для съёмок во время работы в Архиве города Москвы я выбирал сам. Большим подспорьем для меня стали мастер-классы фотохудожника Вадима Евгеньевича Гиппенрейтера, он приходил к нам во Дворец с 1967 года. Его любовь к походам (мастер спорта по горным лыжам 1939 года, первым спустился с Эльбруса без страховки), его фотоальбомы «Беловежская пуща», «Сказки зимнего леса» повлияли на меня — хожу в походы до сих пор.

Когда ты сделал снимок, записать два-три слова в блокноте несложно, но это мало кто делает, так как лишает людей комфорта в момент съёмки. Зато как облегчает жизнь во время обработки снятого материала! Перед пресс-конференциями я всегда обхожу слева направо столы и записываю фамилии и должности с табличек.

Всегда слежу, чтобы в моих подписях не было ошибок. Научил меня этому наш дорогой Израиль Исаакович Гольдберг, руководивший во время учёбы во Дворце фотокиносектором.
Все выставки фотокиносектора всегда были оформлены подробными и понятными подписями. Общее число учащихся фотокиносектора при Гольдберге доходило до 700 человек! Занятия проходили на втором этаже в пятом корпусе. Открытие Дворца на Ленинских горах Гольдберг снимал на чешский аппарат «Флексорет». В 1965-м у него появился двухобъективный «Роллифлекс». На нем Израиль Исаакович работал до 1996-го.

Знаменитых выпускников у Гольдберга не перечесть. Назову только Анатолия Фирсова (год выпуска 1949), Виктора Ахломова (1955), Марка Штейнбока (1960), Юрия Феклистова (1979). Всем нам фотостудия под руководством Гольдберга дала профессию.

В 1969-1991 годах Василий Хуанович Мариньо работал фотографом в пионерских лагерях, в различных газетах. В 1991-2012 годах работал сотрудником Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы. В архиве В.Х. Мариньо хранится более 6000 негативов по истории Дворца пионеров.