Вадим Курилов, владелец коммуникационного агентства, педагог ораторского мастерства, актёр


Я учился в ТЮМе с 1976 по 1982 год. Моим первым педагогом была Изольда Васильевна Хвацкая. У неё были гремящие на всю Москву спектакли: «Марсианские хроники» по Рэю Брэдбери (1978), там играла Елена Стародуб, потом ставшая примой театра «На Покровке»; «Сказки Лукоморья», «Отважное сердце», где играла Оксана Баршева, известная потом радиоведущая Ксения Ларина. В спектакле Хвацкой «Бей, барабан» Игорь Угольников играл конферансье в кабаре «Нерыдай». Был выдающийся спектакль об отношениях матери и дочерей «Влияние гамма-лучей на бледно-жёлтые ноготки», там играли Оксана Баршева, Аня Нестерова, Варя Пушкарская, она работает сейчас в Электротеатре. Роль безмолвной старухи сыграл Игорь Угольников.


Изольда Васильевна открыла мне мир театра. Наша группа была экспериментальной, раньше таких маленьких не брали: 1-4 класс. Так получилось, что все мои друзья детства родом из ТЮМа — мы до сих общаемся, дружим, встречаемся. В 1981 году в ТЮМ пришли Александр Николаевич Тюкавкин и Татьяна Михайловна Прялкина, и с сезона 1982-1983 главным режиссёром стал Тюкавкин. Петухов продолжал работать во Дворце пионеров, в 1980-х снова стал педагогом ТЮМа. Из запомнившихся мне спектаклей Петухова 1970-х — «Жили-были на свете девочки» по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Вспоминаю об этом потому, что в ТЮМе идет сейчас новый спектакль «Тишь» по этому произведению. В первом составе спектакля Петухова играл Павел Абдалов, ставший сейчас известным актёром. В театральном зале была оркестровая яма, из неё появлялся силуэт длинноволосой девушки, она читала стихотворение Валентина Петухова от лица нерождённых детей этих девочек:

Жили-были на свете девочки,
Им бы нас материнством согреть.
Но победы жизнями делают,
И они не смогли уцелеть…

Конечно, ТЮМ повлиял на мой выбор профессии. В 1984-86 годах мальчиков до армии в театральные вузы не брали в принципе, потому что после первого курса всех призывали. Однако я всё равно рискнул поступать и сдавал экзамены самой Марии Иосифовне Кнебель в ГИТИСе в 1985 году. Тем же летом её не стало.


Я работал преподавателем английского языка, который начал учить в третьем классе в Клубе интернациональной дружбы Дворца пионеров. Всё, что я делал в Центре интенсивного обучения иностранным языкам по методу Китайгородской, было моей реализацией актёрских и режиссерских желаний и возможностей. Каждый урок был спектаклем с отдельным сюжетом. Со временем я в соавторстве написал два учебника по изучению американского английского по методу Китайгородской, и они стали большой пьесой, где каждый урок был написан как акт. После этого я радикально изменил свою жизнь и ушёл в рекламу, но и там каждое мероприятие становилось проработанным спектаклем.

Еще с восьмидесятых я увлекался работой с голосом, ораторским мастерством. Моя работа по освобождению природного голоса подтолкнула к возвращению в театр: в студии школы Seasons мы с режиссёром Виктором Алфёровым ведем свой театральный проект.

Всё это — безусловные отголоски и последствия ТЮМа, с которым в детстве было связано столько важного и тёплого.