Константин Акатов, руководитель отдела архитектурных концепций
Во Дворец пионеров первый раз я попал в 1985 году: мне достался абонемент на фестиваль зарубежных детских фильмов. Тогда я первый раз приехал на Воробьевы горы, и в первый раз был поражен великолепием комплекса Дворца пионеров — длинным корпусом с анфиладой парадных помещений, обилием взаимосвязанных функций, заключенных в единый композиционный объем. Именно так в детстве я представлял жилые станции на Луне и Марсе из книг Стругацких.
Встреча с Дворцом пионеров продолжилась и потом, когда нас, школьников, возили на «Икарусах» во время летнего городского лагеря из Кунцево на Воробьевы горы. Я побывал в кружке моделирования, был в восторге от фотокружка, куда после окончания каникул хотел записаться уже с другом. Однако в кружок не попал, потому что мне предложили попробовать пройти три тура в ТЮМ, и я согласился ради интереса, не думая, что меня возьмут. В пионерлагерях у меня уже был почти десяток ролей в спектаклях, которые играли в летние смены, поэтому процедура отбора в театральный кружок меня не смущала.

После трех туров и отсева отобрали группу из мальчиков и девочек. Так в 1987 году, в возрасте 13 лет, я попал в ТЮМ. В ТЮМе нашими педагогами были Татьяна Ронами, Александр Тюкавкин, Виктор Шендерович. Особенно запомнились занятия с Виктором Шендеровичем по сценическому движению — отрабатывать пощечины, удары, падения, было чрезвычайно весело, а у Татьяны Ронами этюды временами превращались в соревнования логики и интеллекта. Ребята были разные, потом уже я понял, что были собраны разные типажи и темпераменты, и каждый спектакль задействовал 100% группы, иногда приходилось играть по две роли в спектакле. Например, в спектакле «Буратино» постановки В. Шендеровича я играл сверчка и богомола одновременно, другим ребятам тоже досталось не по одной роли за раз. Формат этого спектакля был необычным — не было костюмов, актерам нужно было быть именно персонажами, жить ими. Подобное было в фильме Ларса фон Триера «Догвилль», фильме без декораций.

Всего за время своего бытия в ТЮМе я участвовал в спектаклях «Буратино», «Кража», который ставил по В. Астафьеву внештатный режиссер, ну и конечно, в капустниках.

В спектакле «Кража» я играл Попика — мелкого вертлявого бездомного воришку-сироту. Попик должен был уметь красть, и я долго учился незаметно таскать из карманов кошельки. Конечно, это были не чужие кошельки, я тренировался дома, родители и друзья не должны были почувствовать, как кошелек покидает карман. В итоге однажды во время очередной репетиции, в ответ режиссеру, который сказал мне, что я никогда не смогу у него ничего стащить — открыл у него пачку сигарет в кармане брюк, вытащил сигарету и незаметно вернул пачку обратно. Потом предложил ему шутя сигарету, и вся группа потом весело хохотала, наблюдая за его изумленным лицом.


В дни же новогодних праздников мы в костюмах петрушек развлекали детей, которые приходили на елку, традиционно устраивавшуюся в большом зале центрального корпуса.

К сожалению, мне не довелось участвовать в эмоционально трудном, но очень сильном спектакле «Прощай, овраг». В тот год я начал увлекаться восточными единоборствами и не хватало времени на все. Но опыт ТЮМа помог мне в будущем — во всех КВНах, в которых участвовал в пионерских лагерях, наша команда крушила в пыль и прах все команды из соседних лагерей, — придумать сцену и этюд не составляло никакого труда, методы и приемы преподавателей работали на ура — и спектакли тоже ставились и игрались легко, с удовольствием.

Все следующие годы я мечтал приехать на вторую субботу сентября, когда тюмовцы встречаются, но на этот день часто выпадает день рождения мамы, поэтому поездка все время откладывалась. Последний раз я был во Дворце пионеров три года назад — приехал с дочкой на спектакль «Голубая стрела». Мы прошли по переходу к концертному залу, до Зимнего сада, побывали в кружке моделирования железнодорожных моделей. Дочка была в восторге, я тоже. Дворец пионеров все такой же: магически притягательный, неожиданный благодаря своим лестницам, коридорам, комнатам кружков. Западный филиал дворца находится рядом, в Кунцево, поэтому у дочки ещё будет впереди много интересных мгновений жизни Дворца пионеров.

Дворец пионеров и ТЮМ — это ярчайшее впечатление моей жизни. Много эпизодов того времени осталось в памяти, и я помню всё до деталей — запах чая в кафе, рядом с залом, в котором шли спектакли и репетиции, свет рампы и темные стены за кулисами, за которыми не видно режиссеров на репетициях, но почему-то хорошо видно зрителей. Уверен, все, кто прикоснулся к ТЮМу и Дворцу пионеров, запомнили это ощущение навсегда.